Московский кремль В самом центре столицы расположена удивительная крепость - Московский Кремль. Кремль - сердце Москвы. Это и древний памятник культуры и зодчества, и место сосредоточия государственной власти, и просто одно из самых красивых мест города. Московский Кремль - древнейшая и центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы, один из красивейших архитектурных ансамблей мира. Уже много веков бьется сердце Москвы, святая святых Государства Российского. Отсюда, с Боровицкого холма, началась история Третьего Рима - священного города России. В древности на месте златоглавых соборов и зубчатых стен Кремля шумел сосновый бор, и поэтому холм называли Боровицким. Уже в 1156 году по повелению князя Юрия Долгорукого здесь выросли крепостные стены, и Кремль был укреплен валом. Слово же "Кремль" или "Кремник", как называли московскую крепость в летописях, появилось впервые в 1339-1340 годах. Тогда при Иване Калите были возведены новые стены из прочного дуба. Возможно, слово "кремль" произошло от Древнегреческого "кремнос" - "твердый", но более вероятно, что в основе лежит славянское слово "крем", "кремник", означавшее "бор" или "лес". Неприступные для врагов деревянные стены Кремля сильно страдали от беспощадных пожаров. В 1366-1367 годах московский князь Дмитрий Иванович, которого после Куликовской битвы назовут Донским, повелел возвести вокруг Кремля укрепления из белого камня, С тех пор Москву стали величать белокаменной. Это название сохранилось и после того, как в в 1485-95 гг. был построен новый Кремль из красного кирпича. В нем жили русские цари и венчались на престол российские императоры. На великие церковные праздники в Кремль стекалась вся Москва. После революции сюда переехало правительство большевиков, и попасть в Кремль стало возможным только по спецпропускам. Лишь в 1955 году; уже после смерти Сталина, в Кремле был открыт Государственный музей-заповедник. На территории Московского Кремля располагаются памятники архитектуры XIV-XX веков. Они составляют ансамбли Соборной, Ивановской, Сенатской, Дворцовой и Троицкой площадей, а также Спасской, Боровицкой и Дворцовой улиц. В центре Кремля располагается главная Соборная площадь, сохранившая уникальный архитектурно-градостроительный ансамбль средневековья: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитую палату, Золотую Царицыну палату и церкви Теремного дворца, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни Ивана Великого. Троицкую и Сенатскую площади Кремля украшают величественные здания Арсенала - единственного в Кремле памятника архитектуры времени Петра I, и Сената, возведенного в XVIII веке знаменитым зодчим М.Ф.Казаковым. Ансамбль Дворцовой площади и Боровицкой улицы Кремля формируют здания Большого Кремлевского дворца и всемирно известного музея Оружейной палаты, построенные в XIX веке по проекту К.А.Тона. У Спасской и Троицкой башен Кремля расположились здания, возведенные в Кремле в XX столетии. Каждое здание Кремля является уникальным памятником архитектуры своей эпохи. Войти в Кремль можно через Троицкие или Боровицкие ворота, но прежде мы видим его древние стены и башни. Их возвели итальянские мастера Антонио Фрязин и Пьетро Антонио Солари в 1485-1495 годах. Зубцы кремлевской стены напоминают по форме ласточкины хвосты. Они прикрывали стрелков, защищавших Кремль во время вражеской осады. Островерхие шатры на башнях возвели в XVII веке русские мастера, отдавая дань национальному архитектурному стилю. Новые стены и башни Кремля охватили территорию, составляющую 27,5га, их протяженность достигла 2235м. Высота стен колеблется от 8 до 19м, толщина - от 3,5 до 6,5м. Наиболее высокие стены возведены со стороны Красной площади, где не было естественной водной преграды. Рассмотрим самые интересные башни Московского кремля. Самую древнюю кремлевскую башню - Тайнинскую, выходящую на берег Москвы-реки, построил в 1485 году Антонио Фрязин. Ее романтическое название связано с потайным колодцем и подземным ходом к Москве-реке, которые были вырыты там на случай осады. Символом Кремля стала знаменитая Спасская башня с курантами, построенная в 1491 году Пьетро Антонио Солари. До середины XVII века она называлась Фроловской, а когда над воротами башни поместили образ Спаса Нерукотворного, она получила название Спасской. Проездные Спасские ворота ворота - главные в Кремле, и через них по традиции въезжали в Кремль русские цари и императоры. По легенде, в 1521 году во время нашествия на Москву крымского хана Менгли-Гирея, слепой монахине Вознесенского монастыря было видение: под колокольный звон из этих ворот вышли московские святители, чьи мощи тогда уже покоились в Успенском соборе Кремля. Перед собой они несли чудотворную икону Владимирской Божией Матери. У ворот их встретили преподобный Сергий Радонежский и св. Варлаам Хутынский с просьбой не оставлять Москву и молить Бога о прощении грехов и спасении москвичей. В тот же день татары внезапно отступили от Москвы... С тех пор Спасские ворота особенно почитались москвичами: через них проходили только пешком, обязательно снимая шапку и осеняя себя крестным знамением. В 1625 году Спасская башня была увенчана каменным шатром для главных часов России - курантов. Правда москвичи стали узнавать точное время еще в 1404 году. Тогда мастер Лазарь Сербин установил на великокняжеском дворце в Кремле часы с механической фигурой человека, который каждый час ударял молотом в "часник". В 1624 году англичанин Христофор Галовей и русские мастера Ждан и Шумило установили на Спасской башне новые часы. В середине XIX века часовщики братья Бутеноп установили на курантах 24 колокола, снятые с Троицкой и Боровицкой башен. При штурме Кремля в 1917 году часы были повреждены. Восстановить старинный механизм, по распоряжению Ленина, взялся кремлевский слесарь Н.В. Беренс. В столице нового государства заиграл "Интернационал" и марш "Вы жертвою пали". С лета 1996 года кремлевские куранты стали вызванивать над Москвой Государственный гимн России. Около входа в Александровский сад расположена Угловая Арсенальная башня, построенная в 1492 году Пьетро Антонио Солари. В мрачном подземном ходе под башней в первой половине XVIII века пономарь Конон Осипов искал знаменитую библиотеку Ивана Грозного. До наших дней не утихают споры о судьбе таинственно исчезнувшей "либереи", как называли библиотеку в средние века. О ней ходили легенды и за пределами Руси: средневековые авторы свидетельствуют, что библиотека насчитывала огромное количество греческих, латинских и древневосточных книг, среди которых были произведения античных авторов, неизвестных нашему времени. Вероятно, эти книги были вывезены из Константинополя и попали на Русь вместе с греческой царевной Софьей Палеолог невестой Ивана III. После правления Ивана Грозного следы бесценной библиотеки теряются, и, возможно, она до сих пор пылится где-то в кремлевских подземельях. Всего на территории Кремля располагается 20 башен: Тайницкая, Беклемишевская, Водовзводная, Благовещенская, Петровская, Первая Безымянная, Вторая Безымянная, Боровицкая, Константино-Еленинская, Спасская, Никольская, Угловая Арсенальная, Сенатская, Набатная, Средняя Арсенальная, Комендантская, Оружейная, Троицкая, Кутафья и Царская. Каждая башня Кремля имеет свой неповторимый облик, свою историю строительства и жизни. В Московском Кремле можно увидеть замечательные памятники русского литейного искусства - Царь-пушка (16 в.) и Царь-колокол (18 в.). Царь-пушка, установленная в настоящее время с западной стороны Ивановской площади, между колокольней Ивана Великого и церковью Двенадцати апостолов, является самым выдающимся произведением русского оружейного мастерства. Она изготовлена по приказу царя Федора Ивановича в 1586г. придворным литейщиком Андреем Чоховым на московском Пушечном дворе. По калибру, который составляет 890мм, это самая большая пушка в мире, за что она и названа Царь-пушкой. Ее вес приближается к 40 тоннам. Бронзовый ствол пушки украшен литыми фигурными фризами, орнаментальными поясами, памятными надписями и конной фигурой царя Федора Ивановича. По своему устройству Царь-пушка является боевым орудием, однако некоторые особенности конструкции не позволяют отнести ее ни к одному из известных нам типов артиллерийских орудий. В силу исторических обстоятельств Царь-пушке ни разу не пришлось участвовать в боевых сражениях. Четыре ядра, сложенные пирамидой у ее подножья, носят декоративный характер, они полые внутри и были отлиты вместе с лафетом из чугуна на заводе Берда в Петербурге С восточной стороны колокольни Ивана Великого на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIIIв. Он был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны в 1733-1735 гг. потомственными московскими литейщиками, колокольных дел мастерами И.Ф.Моториным и его сыном Михаилом. До настоящего времени это самый большой колокол в мире. Его вес почти 202 тонны, высота 6,14 метров, диаметр 6,6 метров. История создания колокола сопряжена с многочисленными трудностями, неудачами и катастрофами. Формовка и отливка его производилась в специальной яме, вырытой на Ивановской площади к востоку от звонницы. Для изготовления рельефного орнаментального украшения колокола были вызваны петербургские резчики по дереву. Подготовительные работы заняли почти два года. Лишь в конце 1734 г. в специально устроенных печах началась плавка металла, но через некоторое время была обнаружена его утечка из печей и плавку пришлось остановить. Возникший при этом пожар уничтожил подъемные деревянные конструкции, возведенные над колоколом. После ликвидации аварии работы были возобновлены, но в августе 1735 г. последовала смерть мастера И.Ф.Маторина и окончание их было возложено на его сына. В ноябре 1735 г. литье Царь-колокола благополучно завершилось, но по непонятной причине он длительное время оставался в яме, где его и застал страшный пожар, известный под названием Троицкого, возникший в Кремле в мае 1737 г. При тушении огня вода попала на раскаленный металл колокола, неравномерное охлаждение вызвало его растрескивание, при этом от колокола откололся кусок весом 11,5 тонн. Неоднократные попытки извлечения колокола из ямы оканчивались неудачей. Наконец, в 1836 г. эта работа была поручена петербургскому архитектору французу О.Монферрану, который разработал проект подъемного устройства и специального каменного постамента для установки на него Царь-колокола. После первого неудачного подъема, во время которого оборвалось несколько канатов, механизм был усовершенствован, колокол извлечен из ямы и как образец литейного искусства установлен на восьмигранном постаменте из песчаника, где и стоит поныне. Помимо уникальных размеров, колокол замечателен красотой своей формы и тонко прорисованных скульптурных украшений: барельефных портретов царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны, а также поясков и картушей с барочным растительным орнаментом с изображениями святых, ангелов и надписями об истории создания колокола Слева от Троицких ворот находится здание Арсенала. Он был основан Петром 1 в 1701 году для хранения военного оружия и снаряжения. Кроме того, Арсенал должен был стать музеем воинской славы: царь издал указ о сборе "медных и железных пушек и всяких воинских знаков", добытых в боях с иностранными интервентами. Здание начали возводить архитекторы X. Конрад и Д. Иванов, однако, во время Северной войны строительство было приостановлено и окончено только в 80-х годах XVIII века инженером Герардом. Вдоль стен Арсенала внутри кремля стоят русские пушки XVIII- XIX веков, перенесенные сюда в 1960 году от здания Оружейной палаты. Справа от Арсенала находится здание Сената, построенное в 1776- 1788 годах знаменитым московским зодчим Матвеем Казаковым. Купол величественного здания украсила позолоченная статуя Георгия Победоносца, которая сгорела в пожаре 1812 года и только недавно была восстановлена. Государственный Кремлевский дворец съездов - самое крупное в мире здание с театральной сценой. Архитектурное решение предельно лаконично. Зрительный зал дворца вмещает 6000 человек. Во дворце дают спектакли и концерты лучшие ансамбли, оркестры и солисты, приезжающие на гастроли в Москву.. Помещение дворца используется для проведения международных съездов и конференций. Под зрительным залом расположен банкетный зал, вмещающий до 2500 гостей. Дворец имеет более 800 различных помещений. Построен менее чем за два года. Это единственное современное архитектурное сооружение на территории Кремля. Хотя, это не что иное, как конечное воплощение идеи строительства в Москве пресловутого Дворца Советов. Правда, Кремлевский Дворец съездов наглядно продемонстрировал вырождение самой идеи - от гигантской монументальной башни Б. Иофана и В. Щуко до безликой коробки архитектора М. Посохина, автора проекта Нового Арбата. Дорого стоило Москве строительство "главного здания страны" - сначала для него снесли храм Христа Спасителя, а потом серьезно пострадал ансамбль древнего Кремля. Пятиглавый Успенский собор - главный храм Москвы. Он был построен в Кремле еще при Иване Калите: митрополит Петр убеждал великого князя возвести в Москве собор во имя Пресвятой Богородицы по образцу Успенского собора в стольном граде Владимире. 4 августа 1326 года состоялась закладка собора, а в следующем году Иван Калита получил ярлык на великое княжение - Москва стала столицей сначала Владимиро-Суздальского княжества, а затем и всей Руси. В 1547 году в Успенском соборе состоялось венчание на царство первого русского царя - Ивана Грозного, а с 1721 года здесь проходили коронации российских императоров. В Успенском соборе совершался обряд поставления митрополитов и патриархов Русской Православной Церкви, здесь же находятся их гробницы. Патриаршество было отменено Петром I и восстановлено только после Февральской революции. 21 ноября 1917 года в Успенском соборе совершили обряд поставления в патриархи московского митрополита Тихона впоследствии причисленного церковью к лику святых. После переезда большевистского правительства в Москву служба в кремлевских соборах была запрещена. И только на Пасху 1918 года с особого разрешения Ленина здесь прошла последняя служба. Момент окончания этой пасхальной Литургии стал сюжетом неоконченной картины Павла Корина "Русь уходящая". В старину около Ивана Великого с той стороны, где сейчас стоит Царь-колокол, находилась Ивановская площадь, на которой громко, во весь голос читали народу царские указы - "во всю Ивановскую", как тогда говорили. Отсюда и произошло выражение "Кричать во всю Ивановскую". Неповторимый по красоте и величию архитектурно художественный ансамбль на Москве-реке является воплощением истории страны, ее древним духовным центром и сокровищницей искусства и старины.
|