Ростовский кремль Кремль включил в себя древние сооружения, существовавшие ранее: Княжьи терема, Иераршие палаты, Успенский собор, рядом с которым в XVII веке выросло еще пять храмов, одиннадцать башен и другие здания. Их объединили в одно целое мощные крепостные стены с переходами, путь по которым тянется почти на километр. Выстроен он из большемерного кирпича (вес 8 кг.), которого пришлось уложить при строительстве около 20 миллионов штук. В плане кремль представляет собой вытянутый с юга на север прямоугольник, состоящий из трех частей. Средняя, самая большая, по форме близкая к квадрату, - митрополичий, владычный, или кремлевский двор, обнесенный высокими стенами с надвратными храмами, жилыми, хозяйственными и другими постройками - это собственно кремль. С севера к нему примыкает соборная площадь с Успенским собором и звонницей. С юга - митрополичий сад, обнесенный невысокой стеной, с встроенной в нее посередине "мыленкой" - баней. Ансамбль ростовского кремля включает в себя: Успенский собор, звонницу, надвратные церкови Воскресения и Иоанна Богослова, церкви Григория Богослова, Спаса-на-Сенях, Одигитрии; Красную, Белую, Отдаточную и Иераршую палаты, Самуилов корпус, "дом на погребах", княжьи терема, часовую башню, Ионинскую палатку, "мыленку"; круглые и квадратные башни (в том числе Садовую), мощные стены. Создание музея в одном из древнейших русских городов, богатом историко-культурными памятниками, было воспринято российской общественностью как событие общенационального значения. Музей пользовался вниманием и поддержкой со стороны представителей императорской фамилии, его почетными членами были наследник цесаревич (впоследствии император) Николай Александрович, великие князья Владимир и Сергей Александровичи. После Октябрьской революции 1917 года Ростовский музей преобразуется сначала в Государственный музей древностей (1918 год), а затем в краеведческий (1934 год). В сложной, противоречивой обстановке 1920-х -- 1930-х годов, когда происходили массовые ликвидации и разорение храмов и монастырей, сотрудники музея во главе с директором Д.А. Ушаковым проявили себя подлинными хранителями национального культурного наследия, спасая от неминуемой гибели произведения иконописи и декоративно-прикладного искусства. С организацией в 1959 году Ярославо-Ростовского архитектурно-художественного музея-заповедника, Ростовский музей становится его филиалом, а в 1969 году обретает статус самостоятельного музея-заповедника. В 1970-е -- 1980-е годы значительно возрастает посещаемость музея, чему способствовали развитие массового туризма и открытие популярного туристического маршрута "Золотое кольцо". Повышенный интерес посителей из разных стран мира вызывают памятники кремля, восстановленные после урагана 1953 года (ведущий архитектор В.С. Баниге), вновь открытые экспозиции древнерусского искусства и Ростовской финифти.В настоящее время для осмотра предлагаются храмы кремля с настенными росписями 1670-х -- 1680-х годов, комплекс административных, жилых и хозяйственных зданий, стены и башни, экспозиции древнерусского искусства XII-XVII веков, русской живописи XVIII-начала XX веков, ростовской финифти, открытые фонды гончарной керамики, русского и зарубежного фарфора, фаянса, стекла и кости. В фондах музея хранятся произведения русского, советского и зарубежного искусства (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство), коллекции нумизматики, археологии, оружия, рукописей и редкой книги. Ростовский кремль является лишь небольшим представителем русских кремлей, но по красоте и значимости ничуть не уступает им.